АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Печать

Профориентация школьников: наука или гадание на кофейной гуще?

Возможно, самое сложное для молодого человека - сделать шаг, который во многом определит его дальнейшую судьбу, - необходимо выбрать профессию. Юношам и девушкам, которые не имеют особого жизненного опыта, приходится отдавать предпочтение одной специальности из бесконечного множества предложений.

Из года в год выпускники школ и их родители мучаются этим вопросом, боясь ошибиться, перебирают все возможные варианты будущего, тем более что ошибка может стоить очень дорого как в прямом, так и в переносном смысле. В результате окончательное решение часто принимается по очень странным критериям. Скажем, приоритеты падают на конкретный вуз потому, что он находится рядом с домом потенциального абитуриента, или документы отдают в институт, где учился близкий родственник (или там работает кто-то из знакомых). От добра добра не ищут… Пусть ребенок получит высшее образование, а там посмотрим… И молодой человек покорно поддается на уговоры - ему тоже не хочется лишних проблем. А уж следование по стопам родителей - это, может быть, один из самых частых путей в выборе профессии. Понятно, что такой подход нередко приводит к печальным последствиям: человек вынужден либо менять специальность, либо всю жизнь заниматься нелюбимым делом.

Небезынтересно узнать, какие факторы влияют на выбор профессии выпускниками школ. Специальные опросы показали, что более половины из них прислушиваются все же к рекомендациям родителей или друзей. Может показаться неожиданным, но почти каждый пятый учитывает мнения, высказанные в средствах массовой информации. Удивительно и достойно уважения то, что десятая часть выпускников обращается к литературе, определяя будущую сферу деятельности из почерпнутых в книгах сведений. Небольшой процент абитуриентов вузов (в основном жители крупных городов) прибегают к помощи психологов, специалистов по профориентации. Однако существует неоспоримый факт: школа практически не фигурирует как советчик для своих же собственных учеников.

grafik

Девять или одиннадцать лет, то есть фактически детство и юность, человек проводит в школе. И все же, что, собственно, она ему дает? Вопрос далеко не риторический и не праздный. Понятно, что старшеклассники покидают школу с достаточно обширным запасом знаний в разных областях. Это не может не радовать их самих, родителей и общество. Кажется, все довольны. Однако что-то здесь не так. На пороге выпуска человек словно попадает в иное измерение. Все правила, по которым он раньше существовал, резко меняются. Большинство знаний, за которые он так боролся, оказываются абсолютно неактуальными. Теперь нужно не просто сосредоточиться на чем-то одном, а изменить принципиальное отношение к знаниям. Они теперь не только багаж, когда в голову, как в копилку, складывались сокровища информации. Знания обязаны стать инструментом, из накопителя человек должен превратиться в творца. Но как ему все-таки не промахнуться, как найти свое истинное призвание? В пору задаться вопросом: а вдруг в современном мире нереально выбрать профессию, попав точно в десятку собственных талантов? Любой может потеряться в тысячах самых разных специальностей. Голова пойдет кругом. В настоящее время в системе среднего образования предпринимают попытки реорганизовать обучение, выделить потенциальных гуманитариев, математиков, биологов и т. д. Безусловно, это движение в одном направлении с профориентацией, но, увы, и только. Этим можно и сузить круг поиска профессии. К тому же знания о каком-то предмете вовсе не гарантируют, что они будут удачно использованы на практике. Теория и практика далеко не одно и то же. Наличие рецепта еще не гарантирует получение отличного продукта. Поэтому деление на классы с различными уклонами - только крохотный шаг в сложном деле профориентации.

Тревогу (еще сто лет назад) забили практичные американцы. Они не могли смириться с тем, что из прекрасного выпускника школы отнюдь не всегда впоследствии выходит высококлассный специалист, и безучастно наблюдать, как нередко практически впустую тратятся деньги на образование. Понятие профориентации связано с именем американского психолога Г. Мюнстерберга, который в начале XX века начал впервые составлять и использовать соответствующие тесты для оценки профессиональных способностей человека. В это же время появился новый раздел в науке - психология профессий. Эти исследования позволили Ф. Парсонсу создать впоследствии методологическую теорию выбора специальности. В настоящее время в США курс Career Development (развитие карьеры) включен в систему образования, проводится для детей в возрасте от 5 до 14 лет и направлен на самопознание, знакомство с профессиями и планирование карьеры.

Через 40 лет (после внедрения в США подобной теории) в Японии разработали совершенно уникальную научную методику, автором которой стал ректор университета Асия - профессор Фукуяма. Впервые она была опробована в 1950 году, а, начиная с 1972 года, получила известность. Сейчас метод Фукуямы широко применяется в японских школах.

Первый принцип, который считается предпосылкой к выбору профессии, - это способность к самоанализу. Учащийся, зная свои личностные черты и склонности, после глубокой доскональной самооценки должен накопить как можно больше информации о профессиях, из которых он хочет выбрать свою. Этому способствуют наблюдения за выполнением той или иной профессиональной деятельности, изучение справочной литературы. Сравнение данных о себе и о требованиях, предъявляемых работодателем, позволяет ему принять решение. Однако это первый, можно сказать, предварительный этап. Главное - впереди. Основной принцип японской системы - реальные пробы, обеспечивающие проверку умственного выбора с помощью собственного трудового опыта. Школьникам предоставляют возможность поработать.

Каждый год ученики 7-9 классов по желанию выполняют разные виды работ. К ним относятся: растениеводство; животноводство; рыбоводство; изготовление вещей двух типов: а) приближающихся к сфере промышленного производства и б) к сфере обслуживания и ремеслу; работа с механизмами; канцелярская работа; различные виды бизнеса; обеспечение контактов с людьми; заготовка продуктов питания; проектные и чертежные работы; приготовление пищи; уход за людьми; публичные развлекательные выступления; спортивные занятия; исследовательская работа. Понятно, что выделенные группы отражают рынок труда в Японии, но в то же время охватывают все виды деятельности человека.

В итоге японские школьники в неполной средней школе трижды участвуют в профессиональной деятельности и в идеале за три года проходят 48 профессиональных проб. Полученный при этом опыт фиксируется преподавателями в так называемом F-тесте.

Учащиеся, опираясь на результаты тестирования и проводимых учителями обследований их индивидуальности, по 62 пунктам выводят себе (по пятибалльной системе) оценки, отражающие степень выраженности у них определенных качеств и умений. Затем оценки ставят учителя или специалисты по профориентации. По каждому пункту устанавливают величину расхождения баллов учителя и учащегося. В результате вычисляется индекс самооценки школьника. Далее все 62 пункта используют для того, чтобы определить, насколько четко испытуемый представляет себе, какие качества нужны для профессий, к которым он лучше всего подходит. Учитель по специальной таблице устанавливает степень важности указанных им пунктов. В итоге специалист по профориентации, тестируя учащихся постоянно, может корректировать работу с каждым конкретным школьником, предоставляя ему право пробовать себя в самых различных сферах трудовой деятельности.

Кроме того, японская методика включает в себя процесс формирования у ребенка нужных для выбранной им специальности качеств. Школьные программы со временем подстраивают под профессию. Данные о каждом ученике, о его удачах и просчетах обрабатывают компьютеры. Затем учителя, исходя из накопленного материала, могут предложить школьнику необходимые ему программы обучения или дополнительно поработать, для того чтобы он смог расширить свой опыт. Подобные рекомендации адресуют как отдельным ученикам, так и классу в целом. Японская система профориентации позволяет учащимся к окончанию школы практически стопроцентно выбрать профессию в соответствии с наклонностями и способностями.

Справедливости ради нужно отметить, что и в Украине предпринимали удачные попытки создать серьезные научные системы профориентации. В середине 20-х годов была создана советская психотехника, включающая в себя и профориентацию. Не просуществовав и 10 лет, она была запрещена. Лидер советской психотехники И. Н. Шпильрейн, занимавшийся проблемами профориентации и профотбора, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян в 1937 году. Только в 70-х годах профессиональная ориентация в СССР была реабилитирована.

Сейчас в Украине существует несколько научных центров, которые в последние годы достаточно успешно разрабатывают современные методики профориентации. Многие из них уже опубликованы. Но, увы, это пока лишь теория. А как обстоит дело с практикой? Конечно, во многих городах существуют специализированные центры, где всегда можно получить квалифицированную помощь. В районных центрах занятости содействие в этом вопросе готовы оказать опытные профконсультанты. Однако в подобные организации, как правило, обращаются взрослые. А что делать школьникам? Как найти свое будущее нашим детям?

В Украине именно в образовательных учреждениях трудится наибольшее количество психологов. Казалось бы, эти люди, которые находятся рядом со школьниками, призваны эффективно помогать им в выборе профессии. Но у педагогов-психологов и без профориентации достаточно много забот, связанных с текущими школьными делами. К тому же в образовании за профориентацию никто конкретно не отвечает. В школах она держится исключительно на энтузиазме некоторых психологов, завучей и директоров. Даже если у педагогов есть желание ориентировать детей на будущую профессию, в большинстве случаев они не располагают необходимыми для этого средствами, методиками и информационными материалами. Не существует также и современных программ проведения подобных занятий, особенно с элементами тренинга.

В настоящее время необходимо вводить в систему образования самые новейшие и передовые системы профориентации. В условиях жесткой конкуренции они помогут каждому молодому человеку реализовать имеющиеся у него способности и достичь желаемого успеха. И только так страна сможет получить высококвалифицированные кадры, без которых невозможно никакое экономическое развитие.

Пока же, увы, никто системно и научно в старших классах общеобразовательных школ не решает проблему выбора профессий. По-прежнему спасение утопающих - дело самих утопающих. Понятно одно - к этому вопросу нужно подходить очень серьезно. Конечно, не оставлять его на последний год учебы или, что еще хуже, на последние месяцы перед выпуском. Желательно как можно раньше обратиться к специалисту - психологу-профконсультанту. Сани, как гласит русская пословица, нужно готовить летом.

"Профорієнтація"

Комментарии  

 
0 #1 000 11.10.2012 20:12
:-x :eek: :sigh: :roll: ++--= :lol:
 

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев: Администрация сайта не несет ответственности за отзывы оставленные посетителями сайта, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом. Для возможности участия в рейтинговании компаний необходима регистрация.

Защитный код
Обновить