АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Печать

Социальная креативность и лидерские способности подростков

В статье изложены современные теоретические подходы к проблеме креативности, осуществлен анализ связи лидерских способностей и социальной креативности, изучена взаимосвязь лидерских способностей и социальной креативности полезависимых и поленезависимых подростков.

Основная цель образования - подготовка молодого поколения к будущему, к появлению новых возможностей в жизни и их рационального использования. И именно креативность помогает эффективно реализовать эту цель. Воспитание творческого отношения к действительности, развитие умения находить оригинальное решение в нестандартной ситуации - такие задания решают психологи и педагоги во всех странах мира.

За относительно короткое время в обществе происходят существенные изменения. И человек должен эффективно реагировать на них. Однако очень часто он не готов к этому. Для адекватного отношения к изменениям личность должна в полной мере использовать свой творческий потенциал, развивать креативность. Креативность - это способность постоянно изменяться, проявлять собственную неповторимость. Когда человек выражает собственную уникальность через креативность, то чувствует полноту жизни, осознает ее смысл.

Каждый человек неповторим, это бесспорно. Но для многих существует проблема: как выразить собственную уникальность, как подать себя миру? Поведение лиц, склонных к шаблонам, является заранее "запрограммированным". Вследствие этого человек чувствует бессмысленность своего существования, обуславливаемую протестом против норм, требований общества.

При изучении проблемы социальной креативности необходимо, прежде всего, определить ее критерии. А они вытекают из определения творческого поведения. Творческое поведение, конечно, характеризуется безоценочным отношением к жизни. Творческий человек не воспринимает жизненных ситуаций как хорошие или не очень, не оценивает их по каким-то критериям, а воспринимает их как проблемные, которые необходимо решать. Следовательно, креативность рассматривается, в отличие от многих традиционных подходов, не как интеллектуальная, а как личностная характеристика.

Цель исследования - изучить взаимосвязь лидерских способностей и социальной креативности с точки зрения когнитивного стиля "полезависимость - поленезависимость" подростков. Предполагается решение таких задач:

изучить современные теоретические подходы к проблеме креативности;

проанализировать связь лидерских способностей и социальной креативности у школьников 11-х классов;

изучить взаимосвязь лидерских способностей и социальной креативности полезависимых и поленезависимых подростков 16-17 лет.

Гипотеза: существует зависимость между лидерскими способностями и социальной креативностью полезависимых и поленезависимых подростков 16-17 лет.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что:

изучены особенности социальной креативности в подростковом возрасте;

рассмотрена социальная креативность во взаимосвязи с лидерством полезависимых и поленезависимых подростков.

Для творческого самовыражения личность должна овладеть культурными нормами. Это, с одной стороны, гарантирует то, что творческое самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных рамках и не нанесет обществу вреда, не будет разрушать его основ. С другой стороны, в творческом самовыражении используются в качестве основы культурно выработанные средства. Если завершение процесса личностного развития характеризуется усвоением культурно заданных образцов, то это ведет к тупику - стереотипизации, шаблону. Если же такое усвоение является лишь этапом развития, после которого происходит свободное и гибкое творческое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает широкие возможности для личностного роста.

Первые культурно заданные средства самовыражения, которыми овладевает ребенок, принадлежат, по мнению Е. Яковлевой, к сфере чувств. Выражение себя - это выражение своих чувств, касающихся определенного события или ситуации. Человеческие чувства - это субъективная оценка объективных событий. Каждая реакция человека на жизненные события эмоционально окрашена и обусловливает индивидуальность реакции. Если бы не было такой эмоциональной окраски реакций, то переживания и реакции ничем не отличались бы от реакций запрограммированного компьютера. Но переживание чувства и его выражение, по мнению Е. Яковлевой, вещи разные. Для того чтобы выражение чувства могло быть проявлением истинной индивидуальности человека, оно должно быть адекватным, то есть отвечать ситуации и, в первую очередь, самому чувству. А это обычно как раз и не является результатом современного обучения. Если выражение чувства не отвечает самому ощущению, то это свидетельствует о возможных внутренних конфликтах.

Е. Яковлева рассматривает креативность как личностную характеристику, но не как определенный набор личностных черт, а как реализацию человеком собственной индивидуальности. Каждый человек неповторим, уникален, он вносит в мир что-то новое, такое, чего раньше не было. Поэтому проявление индивидуальности является творческим процессом. По мнению Е. Яковлевой, характеристики креативности непредметны, то есть не предполагают наличие продукта (материального или идеального), процессуальны, потому как креативность рассматривается как процесс проявления собственной индивидуальности. Е. Яковлева выделяет такие процессуальные характеристики креативности: а) креативность раскрывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия; бы) креативность в определенной форме всегда адресуется другому человеку [5-9].

Такие характеристики логически базируются на представлении о креативности как реализации собственной индивидуальности. Человек проявляет свою индивидуальность в процессе межличностного общения (прямого или опосредованного), поэтому креативность в известной мере является репрезентацией своей индивидуальности другому.

Многочисленные определения лидерства касаются исключительно процесса межличностного взаимодействия. Лидерство характеризуется, в первую очередь, обращением к человеку и имеет непосредственное отношение к механизму человеческих взаимоотношений. Человек, который владеет высокими лидерскими способностями, способен сделать процесс межличностного взаимодействия более целенаправленным, более эффективным и, что не менее важно, вызывать у участников ощущение осмысления того, что происходит. К тому же, это взаимодействие может быть организовано практически в каждой предметной деятельности.

Поскольку высокие лидерские способности являются особенной одаренностью, то к ним целесообразно применять такие общие положения:

доминирующая роль внутренней мотивации;

исследовательская творческая активность, выражаемая в очерчивании и решении проблем;

возможность достижения оригинальных решений;

возможность прогноза и предвидения;

способность создавать идеальные эталоны, которые обеспечивают высокие эстетические, моральные, интеллектуальные оценки.

Но все эти общие положения отражаются в лидерских способностях из-за того, что принадлежат они к сфере субъект-субъектных отношений. Внутренняя мотивация направлена, в первую очередь, на другого человека, то есть на выявление и использование им особенностей собственной индивидуальности.

Лидер помогает выявить и проявить собственную индивидуальность другим через свою индивидуальность. Следовательно, выявление и проявление собственной индивидуальности одновременно есть: а) психологической характеристикой лидерских способностей; бы) характеристикой креативности [5-9].

Одной из разновидностей индивидуального стиля является когнитивный стиль. Его можно отнести к индивидуальному или, в терминах В. Мерлина, к индивидуальному стилю операций, который определяет возможность использования когнитивного стиля в характеристике креативности [4]. Когнитивный стиль является формально-динамической, инструментальной характеристикой деятельности, которая отражает индивидуальные преимущества в способах обработки информации. Поэтому он больше связан с качественной стороной приспособительного эффекта, что определяет социальную равноценность его полюсов. Так, когнитивный стиль полезависимости - поленезависимости характеризует индивидуальные отличия в склонности к влиянию контекста. Установлено, что при ориентации на внешние источники информации человек чувствует преимущественно влияние контекста, и поэтому решения перцептивных заданий, предусматривающих, например, выделение фигуры из фона, сопровождается значительными трудностями. Эти особенности характеризуют один полюс стиля - полезависимость. Противоположный полюс - поленезависимость - отражает ориентацию на внутренние источники информации, что проявляется в контрастных относительно полезависимости особенностях: меньшей склонности к влиянию контекста и легкости решения заданий наподобие "фигура и фон".

Среди специфических черт когнитивного стиля, которые несколько отличают его от традиционного понимания индивидуального стиля деятельности, необходимо отметить его универсальность. Благодаря этому когнитивный стиль может использоваться для характеристики устойчивых индивидуальных особенностей как когнитивной, так и аффектной сторон поведения в различных ситуациях. Так, относительно стиля "полезависимость - поленезависимость" установлено, что индивидуальные преимущества, выявленные в перцепции, сохраняются и в установках, потребностях, межличностном общении, склонности к определенным видам психопатологии и тому подобное. Широкий аспект проявлений полезависимости - поленезависимости в разных сферах жизнедеятельности позволяет назвать их стилем жизни и допустить, что когнитивные стили могут отражать структурообразующие черты личностной организации.

Нацеленность на отражение существенных сторон индивидуальности определяет вклад когнитивных стилей в исследование познания, которое, согласно В. Колги, изучалось в зависимости от личности человека, который познает [2-3]. Действительно, использование этой характеристики познавательной деятельности может иметь особенное значение в связи с проблемами профориентации, с использованием современных технических средств обучения, выработкой различных моделей учебно-воспитательного процесса - везде, где ставится задача создания условий для самого полного раскрытия "социально-ценностной" неповторимости каждой личности (Б. Ананьев) [1].

Особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, в первую очередь - сменой места ребенка в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что определяет новое содержание его сознания.

У подростков имеется несколько возможностей для ощущения собственной индивидуальности, креативности. Одна из них - развитие своей личности по образцу и подобию личности взрослого человека, поскольку именно взрослый в глазах ребенка имеет самостоятельность, лидерские способности и социальную креативность. Поэтому первое, к чему стремится подросток, это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок. Для того чтобы отважиться на самостоятельные поступки, подросток поневоле убеждается, что он имеет на это право, потому что он уже взрослый.

Старший подростковый возраст, по нашему мнению, создает определенные предпосылки для успешного развития социальной креативности и лидерских способностей.

Для эмпирического исследования когнитивной структуры лидерских способностей и социальной креативности подростков выборку составили 17 подростков 16-17 лет. Для определения когнитивного стиля "полезависимость - поленезависимость" в индивидуальной работе использовался тест Г. Виткина (6 заданий). В процессе исследования школьникам предлагалась карточка с изображением эталонной фигуры, которую необходимо запомнить. Потом карточка изымалась и по очереди демонстрировались изображения, в которых эта фигура была "скрыта". Ученики должны были найти и очертить ее контур. В качестве показателя степени поленезависимости использовался индекс правильно решенных заданий с учетом их сложности и времени решения.

Можно выделить две группы респондентов. Подростки, которые в результате исследования получили, по сравнению с одноклассниками, более низкие результаты исследования, считались полезависимыми. Для них характерными были длительность очерчивания замаскированной фигуры и ошибки в определении ее частей, а также отказ от решения. Такие школьники отличались и способом запоминания эталонной фигуры: для этого им необходимо было нарисовать ее несколько раз. Много поленезависимых разбивали фигуру на знакомые элементы и анализировали ее форму. Полезависимые будто "теряли" фигуру в момент эксперимента. У поленезависимых знакомство с эталоном требовало меньше времени и происходило без зарисовки. В результате исследования наблюдалась разница в запоминании стимульной фигуры. Одна группа расходует больше времени на ее запоминание, чем другая. Респонденты, которые в среднем потратили на выполнение задания меньше среднего времени нахождения стимульной фигуры (ин. средн.) были зачислены в группу поленезависимых. Полезависимые же потратили на выполнение задания выше среднего времени (ин. средн. = 8,934).

Следовательно, когнитивный стиль определяет способ обработки человеком информации и влияет на особенности использования им различных стратегий при выполнении заданий. Когнитивный стиль "полезависимость - поленезависимость" - это один из аспектов, благодаря которому учитель может создавать программы с учетом индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны использовать информацию о когнитивных стилях как стимулятор для осмысления индивидуальности, а не как основу для обучения учеников в группах.

Для изучения лидерских способностей использовались две игровые пробы. Ученикам не сообщали настоящую цель заданий, упражнения подавались как разминка. При выполнении игровых проб возникало групповое взаимодействие, и для достижения общих целей несколько подростков взяли на себя управление действиями всех участников (возник процесс лидерства). Результаты упражнений мы сравнили с информацией, которую получили посредством наблюдения за детьми педагогов и родителей. Поэтому для диагностики лидерских способностей подростков мы использовали и тест "Склонность к лидерству".

В результате опроса учителей было установлено, что несколько учеников являюся постоянными лидерами в классе, один из них - официальный лидер (набрали максимальные баллы по тесту "Склонность к лидерству", проявили высокую активность в "игровых пробах"). Родители отметили дополнительно 10 учеников, которые проявляют активность, лидерские способности в других, внешкольных видах деятельности (получили высокие баллы по тесту "Склонность к лидерству", не брали на себя роль лидера).

Выяснилось, что немало респондентов владеют лидерскими способностями, которые проявляются преимущественно во внешкольной деятельности - это неформальные лидеры. В качестве "ярких" лидеров были отмечены три ученика. Возможно, кто-то из детей еще не стал лидером, но проявил при выполнении заданий лидерские способности, смог управлять действиями одноклассников. Психолог может помочь такому подростку развить лидерские качества, предложить учителям использовать в общих делах класса социальные способности того или другого ученика, которые до сих пор были скрыты.

Методика "Определения социальной креативности личности" (Е. Туник) посредством самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной креативности. В бланке ответов было предложено по 9-бальной шкале провести самооценку собственных личностных качеств или частоту их проявления в заданных ситуациях жизнедеятельности.

У всех подростков творческий потенциал различен. Подростки с высокими лидерскими способностями владеют высоким творческим потенциалом. Общей его характеристикой является ярко выраженная познавательная потребность. Среди характериологических особенностей - инициативность, настойчивость, несклонность к шаблонам. У подростка с высокими лидерскими способностями процесс развития личности происходит интенсивнее, а личностно-индивидуальные особенности выражены ярче и проявляются раньше. Эти особенности получили название "психосоциальной чуткости" (обостренное чувство справедливости, которое опережает моральное развитие, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности).

Рассмотрев креативность как личностную характеристику, мы отметили, что развитие личности способствует развитию социальной креативности. Следовательно, наибольший эффект имеют программы, которые основным условием развития креативности считают развитие личности подростка. У подростков с высоким уровнем креативности сформированы самые важные характеристики личности: позитивное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия.

Данные эмпирического исследования обрабатывались при помощи корреляций Ч. Спирмена.ПЗ&СК&Л Valid R t(N-2) p-level

ПЗ&СК № 17 ,723463 4,058679 .001029

ПЗ&ЛЗ № 17 ,363753 1,512417 ,151209

СК&ЛЗ № 17 -,068113 -,264413 ,795060

ПЗ - полезависимость; ПНЗ - поленезависимость; СК - социальная креативность; ЛЗ - лидерские способности.

На основе экспериментальных результатов исследования мы сделали вывод, что становление социальной креативности ярко проявляется в старшем подростковом возрасте. Подростки, которые обладают поленезависимым стилем, проявляют высокие лидерские способности и являются лидерами в группе. Подростки с когнитивным стилем "полезависимость" обладают лидерскими способностями, но по большей части являются лидерами во внешкольной деятельности. Уровень лидерских способностей как у полезависимых, так и у поленезависимых респондентов зависит от проявления ими социальной креативности. Подростки-лидеры с когнитивным стилем "поленезависимость" в большей мере социально креативны, чем их ровесники, обладающие противоположным стилем.

Следовательно, наша гипотеза подтвердилась: существует зависимость между лидерскими способностями и социальной креативностью в когнитивной структуре личности подростков 16-17 лет. Решение этой проблемы имеет большое значение для изучения саморазвития и самоактуализации подростков.

На основе экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

1. Выявленная во время эксперимента взаимосвязь социальной креативности и когнитивного стиля "полезависимость - поленезависимость" может рассматриваться как важный фактор развития креативности в старшем подростковом возрасте. Выработка модели формирования и развития социальной креативности в подростковом возрасте должна осуществляться с учетом когнитивного стиля "полезависимости - поленезависимости" учеников.

2. Результаты проведенной нами работы будут полезны для формирования специализированных методов с целью: раскрытия индивидуальных качеств, способностей, потенциала подростков; воспитания у подростков умения проявлять свою индивидуальность, собственное восприятие проблемы, ситуации в разных сферах деятельности; стимулирования творческой активности при решении различных заданий; создание оптимальных условий для проявления интеллектуальной и творческой активности с учетом когнитивного стиля подростков.

3. Выстраивая деятельность в процессе обучения более удобным и оптимальным способом для личности подростка, мы способствуем более успешному выполнению как творческой, так и интеллектуальной деятельности.

4. Полезависимые и поленезависимые ученики применяют индивидуальный стиль операций в ходе решения разных заданий, в том числе и креативных.

5. Для развития социальной креативности полезависимый и поленезависимый когнитивный стили являются равноценными. Разница в успешности выполнения разных видов деятельности проявляется в зависимости от пользы того или другого стиля для определенной деятельности.

6. Уровень лидерских способностей как у полезависимых, так и у поленезависимых респондентов зависит от проявления ими социальной креативности. Следовательно, подростки-лидеры с когнитивным стилем "поленезависимость" в большей мере социально креативны, чем их ровесники, обладающие противоположным стилем.

По результатам исследования мы охарактеризовали формы организации сотрудничества психологов и педагогов в рамках долгосрочных целевых программ, адресованных старшим подросткам для развития социальной креативности и лидерских способностей. Своей информационной ценностью исследование может быть полезным как при построении актуальной в настоящее время обобщенной теории креативности, так и при выработке разных вариантов системы развивающего обучения.

Проведенное исследование взаимодействия личностных и когнитивных качеств подростков в модели экспериментального определения уровня социальной креативности позволило выделить наиболее информативные психологические характеристики, которые различаются в группах школьников с более или менее выраженными лидерскими способностями. С учетом этих особенностей старшего подросткового возраста может быть выработана развивающая программа, направленная на развитие творческого потенциала подростков.

Литература:

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - Т. І, II. - М., 1980.

Колга В. А. Когнитивные стили как критерий школьной зрелости // Тезисы республиканской конференции "Формирование школьной зрелости ребенка". - Таллин, 1982.

Колга В. А. Возможные миры когнитивных стилей // Тезисы научно-практического семинара "Когнитивные стили". - Таллин, 1986.

Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 1994. -№ 5. - С. 37 - 42.

Яковлева Е. Л. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника // Развитие творческого потенциала личности школьника. - М., 1996. - С. 6 - 16.

Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования // Мир психологии. - 1996. - № 2. - С. 145 - 151.

Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 28 - 43.

Яковлева Е. Л. Эмоциональные мех

"Профорієнтація"

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев: Администрация сайта не несет ответственности за отзывы оставленные посетителями сайта, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом. Для возможности участия в рейтинговании компаний необходима регистрация.

Защитный код
Обновить